|
|
|
Китайский стиль
Китайский стиль
В большинстве сфер человеческой деятельности
основополагающей является концепция гармонии. Не исключение
- и садовый дизайн.
Одна из фундаментальных теорий китайской классической
эстетики базируется на теории единства противоположностей,
выраженных древними символами гармонии Инь-Ян - основными
философскими принципами древнекитайских философов. Авторство
концепции Инь-Ян в равной степени приписывают и даосам, и
конфуцианцам - с той лишь разницей, что конфуцианская
эстетическая мысль фокусировала внимание на этике и морали,
а последователи Лао-Цзы больше внимания уделяли красоте и
искусству. Китайская классическая эстетика сада в
значительной степени находится под влиянием даосизма и
отражает взаимосвязь противоположных по значению явлений и
предметов. В садовом искусстве этот принцип проявляется
через своеобразие слагающих сад элементов и приемов.
Композиция выстраивается на сочетаниях предмета и пустоты,
движения и статичности, простоты и пышности, светлого и
темного, открытого и замкнутого, то есть на основе выражений
дуализма, вытекающих из концепции Инь-Ян.
Любой китайский сад состоит из двух основных элементов -
воды и земли. Вода имеет все свойства, присущие понятию Инь:
бесформенная, нестабильная, изменчивая, мокрая, темная,
горизонтальная. Земля (в это понятие также входят камень,
гора, скала) обладает всеми характеристиками Ян: жесткость,
стабильность, вертикальность.
Сад в китайском стиле отражает следующую идею:
несовершенство одинаковых объектов предполагает поиск
истоков красоты в разнообразии.
Китайский сад одновременно состоит из широкого пространства
и малого внутреннего сада.
Главная особенность китайского сада - изображение гор и вод,
подобных тем, что рисуют художники на своих полотнах или
описывают поэты, восхваляя красоту природы. Создавая сады,
китайские садовники копируют живописные природные ландшафты.
Сад должен изображать крупномасштабные пейзажи с высокими
холмами, реками, озерами, водопадами и скальными выходами.
Искусственно создаваемые детали - холмы, мелкие потоки,
каменные композиции - должны состоять из тех же пород и
элементов. Искусственные холмы в китайских садах отличаются
разнообразием. Это может быть земляная возвышенность с
мягкими очертаниями и яркой растительностью; «гора»,
полностью сложенная из крупных камней, или «скала»,
прорезанная водными потоками, пещерами и каналами. В
качестве такой композиции может быть использован просто
изящный камень, играющий роль скульптуры.
Вода - обязательный элемент китайского сада. Если на участке
нет естественного водоема или ручейка, совсем не обязательно
тратить лишние силы и деньги на их создание. Достаточно
просто врыть в землю какой-нибудь сосуд (таз, бочонок и
пр.), предварительно обработав его и обеспечив
непроницаемость. Затем по краю выложить булыжник или камень.
На «берегу» можно высадить ирисы или аир обыкновенный.
В числе обязательных элементов - такие малые архитектурные
формы, как арки или перголы в восточном стиле: со скошенными
и загнутыми вверх поперечными балками и шпалерными панелями.
Наряду с основными элементами, в китайском саду присутствует
множество деталей, которые придают ему индивидуальность. На
склоне или на вершине холма могут стоять павильоны или
легкие обзорные беседки, а у подножья - расти цветущие
кустарники - или стелющиеся растения, пробивающиеся между
камней. Украшать сад можно скульптурками, а также клумбами,
цветовая палитра которых была бы схожа с росписью на
китайских вазах.
/ назад /
|
|