|
|
|
Бонсаи
Элементом миниатюрного
ландшафта являются «бонсаи» - древесные растения, выращиваемые в
горшечной культуре (на подносе). Помните, в «Соломенной шляпке»
немного чудаковатый герой Владислава Стржельчика в любых ситуациях
не расставался с миниатюрным миртовым деревом? В конце фильма он
вручил-таки его дочери и непутевому зятю Фадинару. Мало кто знает,
что мода на карликовые деревья и традиция передачи их по наследству
пришли к нам из далекой Японии. В этой стране каждому известна
красивая легенда о том, как некий путник был застигнут грозой в
лесной глуши. Ему повезло - рядом оказалась лачуга дровосека. Он и
его жена поделились с гостем последними запасами еды, постарались
обогреть свое ветхое жилище. Манеры и речь хозяев свидетельствовали,
что они явно не из простолюдинов. Догадка подтвердилась, когда муж,
видя, что гостю холодно, велел жене сжечь карликовую сосну — точную
копию вековых гигантов леса. Деревце было из тех, что у японских
аристократов передаются из поколения в поколение. Тут уже гость не
выдержал и спросил, почему они, судя по всему знатные люди, живут в
такой глуши, в бедности. Оказалось, что брат хозяина обманом
завладел богатым наследством умершего отца и ему, рыцарю-самураю,
пришлось бежать - его хотели убить. Утром путник, имени и звания
которого супруги так и не спросили, уехал. А вскоре в лачугу
доставили приглашение от Регента, правившего в то время Японией от
имени больного императора, — всем рыцарям предписывалось прибыть на
сбор. Жена не хотела пускать мужа, тем более, что ни доспехов, ни
оруженосца у него не было - лишь чудом сохраненный рыцарский
шелковый стяг. Но тот все же отправился в столицу. Когда
торжественный прием был в самом разгаре к рыцарю-дровосеку подошел
высокопоставленный вельможа и передал просьбу подойти к Регенту.
«Почему он приглашает меня?» «Потому что вы и есть тот, кого он
хотел видеть - самый бедно экипированный рыцарь». Каково же было
удивление, когда в Регенте дровосек узнал своего ночного гостя. Тот
возвратил рыцарю утраченные богатства и почести, вручил превосходные
доспехи и оружие, а также три карликовых деревца - сосну, вишню и
сливу. Потомки рыцаря сотни лет хранили эти символы доблести и
чести... Для России это достаточно редкие растения, как и само
искусство их выращивания и использования - бонсай. Украшают им свое
жилище или сад, оранжерею пока немногие. Однако ситуация
стремительно меняется. Когда автор этих строк провел телефонный
опрос петербургских цветочных салонов, то выяснилось, что карликовые
деревья есть в продаже или временно отсутствуют, но в ближайшее
время поступят. Спрос достаточно высок, хотя стоит каждое порядка
500 рублей. Откуда такая популярность у россиян? Ее причины
несколько отличаются от тех, что подтолкнули самих японцев к
культивированию бонсай. Там, прежде всего, сказались традиционно
небольшие размеры, как земельных участков, так и самого жилища
(неудивительно: за последние сто лет население Японии увеличилось
втрое). К примеру, обычный крестьянский дом имеет площадь 3,3 кв. м
(6 х 6 футов), а размер комнаты для чая не превышает татами (1,6
кв.м). Тут попросту нет лишней площади, и разместить можно лишь
карликовое деревце, высота которого не больше одного фута (30,48 см)
- японский стандарт моды. Мы же в век тотальной урбанизации,
скорее всего, попросту потянулись к природе (хотя фактор экономии
полезной площади для многих тоже не последний). Бонсай - это
возможность с помощью карликового дерева получить своеобразное
произведение искусства: его можно окружить камешками на изящном
возвышении, с помощью мха, бамбука и других натуральных материалов
создать миниатюрный ландшафт. Иными словами, карликовое дерево
призвано имитировать необычные картины природы, воздействовать на
человека умиротворяюще, отвлекать от суеты будней. Если в Японии
в большинстве случаев стремятся самостоятельно вырастить дерево - на
это уходит минимум три года (посев семян, устройство теплицы для
черенков и т. д.), то у нас такой подход становится все более
популярным только в последнее время. Ранее у нас предпочитали идти
по кратчайшему пути - приобрести бонсай в магазине. Это вполне
объяснимо – в России попросту нет культивируемых веками традиций
выращивания карликовых деревьев. Да и «довести до кондиции»
маленький росток, «слепить» нужную конфигурацию - целая
наука. Всего существует шесть декоративных типов бонсай: >
одиночное дерево, наклоненное или вертикально растущее; > два
дерева, как бы растущие из одного корня; > группа из
нескольких деревьев, имитирующие лесную поляну или лес; >
деревья с высоко поднятыми над уровнем почвы корнями; >
деревья, резко изогнутые книзу, как бы свисающие со скалы; >
деревья с корнями, оплетающими камень. Главное — не ошибиться в
выборе. Каким должно быть ваше деревце? Вечнозеленым или наиболее
красивым в пору осеннего листопада? Цветущим весной, летом, осенью
или зимой? Должно ли оно плодоносить? Собираетесь его поставить на
подоконник, столик или оно будет свисать со стены? Все эти вопросу
стоит сразу же решить с помощью продавца-консультанта при покупке
семян или саженца. Кстати, вопреки бытующему мнению, самое
драгоценное для японцев дерево — слива. Да, вишня наиболее любима,
но только как прекрасный цветок. А вот слива даже по статистике
признанный лидер по упоминанию в поэзии, живописи, пословицах.
Сортов этого дерева - около 500, но наиболее экзотические «Ворота
дракона», «Восход солнца в море», «Цветок снежного месяца»,
«Падающие звезды» и т. д. Однако чаще всего встречаются
карликовые сосна и клен. Если первая привлекает своей
вечнозеленостью, то второй — изящными листьями нефритового цвета
весной, темно-зелеными летом, сверкающими золотом, пламенеющими
багрянцем или ярко горящими малиновым цветом — осенью. Словом, выбор
за хозяином сада. Уход за деревцами несложен. Обычно для того,
чтобы исключить «недоразумения» с почвой, используют готовые
натуральные глиняные контейнеры, иногда -фарфоровые. Расположить их
нужно в освещенном месте - на бонсай должны в изобилии попадать
солнечные лучи. Периодически нужно заботиться о почве - удобрения
желательно приобрести одновременно с самим растением. Эффектнее
всего карликовое дерево смотрится на фоне какого-нибудь экрана — в
свободном пространстве оно теряется. Это может быть бумажный веер,
соломенная циновка или пластинки бамбука, декоративная стенка или
панно. Построить дом, посадить дерево... Думается, карликовое,
пусть и приобретенное, но тщательно ухоженное, прекрасно вписывается
в этот контекст обязательных дел для человека. Оно тоже останется
как память потомкам. Но сначала, конечно же, не раз согреет душу
хозяина или хозяйки.
/ назад /
|
|